CIDRA!: СИДРЫ В ПОИСКАХ ДИЗАЙНА

CIDRA!: СИДРЫ В ПОИСКАХ ДИЗАЙНА

Этикетка может быть не просто приманкой для покупателя, а настоящим произведением искусства, причем отражающим характер продукта. В этом убедились члены жюри Конкурса айдентики и дизайна натуральных сидров и пуаре CIDRA! (Cider Identity & Design Russia Awards), состоявшегося в Санкт-Петербурге в рамках Недели молодого сидра. Всего в конкурсе принимали участие 66 образцов от 21 производителя.

Читайте нас также: ДзенTelegramНовости

По мнению организаторов конкурса CIDRA! Александра КУРГАНОВА и Дмитрия КАРЧЕВСКОГО, рынку традиционного сидра нужен поиск новых целевых аудиторий, популяризация натурального яблочного напитка среди прогрессивной, творческой публики, сближение с миром вина. Цель проекта — сделать сидр более привлекательным для потребителя за счет формирование образа традиционного сидра, как самостоятельного продукта, улучшение эстетического компонента продукции сидроделен.

«Идея конкурса пришла в прошлом году, сделать его на стыке различных областей: сидра и дизайна, таким образом, мы привлекаем новые заинтересованные в развитии сидроделия группы, — объясняет Александр КУРГАНОВ. — Очень важен вопрос «прозрачности» этикетки, чтобы широкая аудитория могла сразу оценить и понять этикетку, обратив внимание на напиток».

А судьи кто?

Кто входил в жюри конкурса? Во-первых, это дизайнеры, специалисты с огромным опытом и яркими портфолио, включающими известные бренды и продукты крупных корпораций, преподаватели профильных вузов. И вторая часть судейской коллегии — это  сомелье, люди, связанные с экспертизой, оценкой, продвижением, продажей вина и сидра.

«Судьи проходили калибровку, оценивали тренировочные образцы, вырабатывали общее понимание оценки, критерии, и сформировали оценочный лист, позволяющий оцифровать результат и прокомментировать различные стороны дизайна и образа продукта, — рассказал Александр КУРГАНОВ. — Затем в течение недели члены жюри оценивали образцы онлайн, а затем и на офлайн встречах. Ну а мы, амбассадоры традиционного сидра, следили, чтобы личные вкусовые пристрастия судей не влияли на оценку».

Лучшие по оценкам сидры получили: девять золотых дипломов конкурса CIDRA!, 12 серебряных и 11 бронзовых наград. А лучшие из лучших получили 18 призов в шести номинациях. Главная — это «Дизайн этикетки», также — номинация «Дизайн этикетки» в любительском дивизионе, «Логотип», «Гармония внешнего и внутреннего» (визуальное, вкусовое соответствие и целостность образа), «Фирменный стиль», и «Выбор амбассадоров традиционного сидра» — приз за смелый и нестандартный образ.

Стоит отметить, что часто оценки дизайнеров и сомелье отличались друг от друга, и это было ожидаемо для комплексного судейства. Но по ряду образцов дизайнеры и сомелье были единодушны в высокой оценке, именно эти сидры стали победителями в номинациях.

Очень важно, что конкурс дал возможность сидроделам при помощи независимых экспертов оценить плюсы и минусы оформления своего сидра.

«Мы высылали участникам  сканы опросных листов, и уже есть обратная связь от ряда производителей, которые сделали выводы из оценок, задумались  над дизайном продуктов и логотипов», — отметили организаторы практическую ценность конкурса.

Мнения жюри

Примечательно, что даже объявление и награждение победителей конкурса состоялось в Музее Академии художеств им. Ильи Репина, т.е. на площадке, связанной с историей и известными именами русских художников.

Олег РЯБОВ, доцент кафедры графики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, пожелал всем участникам дальнейшего развития и повышения мастерства при создании дизайна этикетки.

Директор клиентского отдела Студии шрифтового дизайна TypeType Денис ВАСИЛЬЕВ поблагодарил организаторов за возможность принять участие в жюри и отметил, что у сидроделов много идей, есть над чем работать.

Марина ПАНИНА, дипломированный сомелье, организатор и обозреватель винных событий,  эмоционально отозвалась о работах сидроделов над фирменным стилем, заметив, что было больно ставить низкие оценки.

Екатерина СТРЕЛЬЦОВА, сомелье и владелица Гастрономического салона «Гедонист», на основе опыта в сетевом заведении, где много сидра, оценила по достоинству конкурс: «Это здорово: обратить внимание на этикетку, потому что это влияет на продажи, чтобы можно было по этикетке понять, что это за напиток».

Генеральный директор виноторговой компании «Винотерра» Савва ЕФИМОВ обратил внимание на то, что наш потребитель не всегда понимает, что такое сидр и что от него ждать, отметив важность конкурса при ожидании скачка в употреблении сидра.

Отметим, что сидроделы уверены в том, что в ближайшие годы популярность и употребление натурального яблочного напитка вырастет, а потому впереди нас ждут новые Недели молодого сидра, новые конкурсы, фестиваля и другие события, связанные с сидроделием.

Лучшие из лучших

Победителем главной номинации «Лучший дизайн этикетки» стала нижегородская сидродельня «Ля Фуар де Нижний Новгород» с сидрами «Ассамбляж 12», «Китайка» и «Руби». Ироничное название, намекающее на «смесь французского с нижегородским», образы традиционной Городецкой росписи в оформлении, единый стиль —  всё это создает комплексный и органичный образ продукта, отражающий концепцию бренда и неразрывно связанный с содержимым. По комментариям судей: «минималистично, четко, без лишней игры с цветом».

Судьи отметили хорошую масштабируемость этикетки на бутылки разного размера и качественную реализацию дизайна, этикетка не наклеена, а напечатана на бутылке. В своей оценке судьи были единодушны, сидродельня получила золотой диплом и первое место профессиональном дивизионе. «Ля Фуар» также победила в номинации «Фирменный стиль».

Первое место в любительском дивизионе в номинации «Лучший дизайн этикетки» завоевала сидродельня из Старой Руссы Juicefer. Этикетка продемонстрировала, что даже на «гаражном»  уровне можно создать яркий запоминающийся образ, по словам одного из судей, «немного пугающий, но привлекательный».

В номинации «Гармония внешнего и внутреннего» первое место получила сидродельня из Ленинградской области Bullevie. Строгие и стильные бихромные этикетки, красные ленты — кольеретки на «шампанской» бутылке создают образ премиального классического продукта. Недаром Bullevie стремится подчеркнуть сродство с классическими нормандскими сидрами. Как замечено одним из судей: «Когда смотришь на продукт, сразу понятно, «о чём» он и для кого».

Победителем в номинации «Лучший логотип» стала сидродельня «Птицы», чей лаконичный символ неразрывно связан с концепцией  и единым «птичьим» стилем сидродельни.

А организаторы конкурса CIDRA! отдали первое место в номинации «Выбор амбассадоров традиционного сидра» «вайлдерии» Try Wild за смелость и лаконичность образа, и отражение принципов сидродельни: крафтовости и минимального вмешательства в процесс натурального сидроделия.

Роль кубков победителей за первые три места в каждой номинации исполнили специально изготовленные арт-студией расплавленные бутылки с логотипом конкурса CIDRA!

«Как корабль назовёте…»

Председатель Национальной Ассоциации производителей традиционного сидра и руководитель сидродельни «Заповедник» Псковской области Александр КАЗАКОВ считает, что этикетка должна привлекать внимание и отражать характер сидра. Кстати, отправной точкой для создания дизайна логотипа и этикеток может стать и название сидродельни.

Например, в названии сидродельни «Заповедник» заложено несколько смыслов. Во-первых, это расположение: Пушкинские Горы, Михайловское — связано с именем А. С. Пушкина. Во-вторых, у Сергея Довлатова есть повесть «Заповедник», здесь он работал экскурсоводом, о чем и поведал в своем произведении. И в-третьих, заповедное — значит, натуральное, природное, чистое, ведь именно из дикорастущих яблок и делается традиционный натуральный сидр.

Название сидра «Абанамат» (второе место и золотая медаль) также связано с творчеством Сергея Довлатова, в котором можно найти объяснение этому загадочному слову. Вот и этикетка к данному сидру также стала своего рода иллюстрацией произведения, её сделали как инструкцию в чёрно-белом варианте.

«Это был наш первый сидр в 2016–2017 годах, в котором баланс был смещен в сторону кислотности, поэтому такое слово его хорошо характеризовало. Сейчас у этого сидра сбалансированный вкус, но название осталось», — объясняет Александр КАЗАКОВ.

Основатель «Заповедника» утверждает, что все легенды правдивы. У компании есть сидр с названием и соответствующей этикеткой  Gypsy Boy & Apple Monster («Цыганский мальчик и яблочный монстр»). Оказывается, рядом с заповедником живут цыганские семьи (говорят, что еще со времён Пушкина, но это уже как легенда), они собирают дикоросы, яблоки, а сидродельня принимает эти яблоки для производства своих напитков.

Профессиональный подход

Как рождается идея дизайна и происходить его воплощение? Как правило, сидроделы сами придумывают концепцию, идею, а потом уже подключают к процессу создания профессиональных дизайнеров и художников.

В основе логотипа «Заповедника» сцена из мультфильма «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей КОЗЛОВ, который ранее работал экскурсоводом в заповеднике), в роли Медвежонка выступает Довлатов, а в роли Ёжика — Пушкин.

“Токсовcкая Сидрерия” получила серебряную медаль CIDRA! за лаконичный и вполне понятный дизайн First Press.Vintage 2023. Данная этикетка соединение яблока и спирали — классическое визуальное решение процесса первого пресса сидра сезона.

Основатель сидрерии Константин ШМОЛДАЕВ говорит про многосоставной процесс создания этикетки: «Мы сами придумываем идею, концепцию, далее решаем, кому из дизайнеров отдать, к примеру, Василиса Вахрушева делает иллюстрацию, а потом уже технический дизайнер доводит ее до этикетки».

По мнению сидродела, каждая компания должна иметь свой фирменный стиль, логотип, оригинальные этикетки. Безусловно, что удачный дизайн связан с увеличением продаж, по картинке покупают. Бывает неудачная этикетка, плохо сидр продает. Или наоборот, хорошую этикетку уже узнают покупатели. Упаковка может стать культовой, перерасти в мерч.

«На следующий год будет такой же фестиваль — Неделя молодого сидра, мы заранее будем его раскручивать, хотим привлечь интерес города к этому событию», — высказал мнение Константин ШМОЛДАЕВ, организатор Недели молодого сидра.

«Да, мы начнем подготовку и проведение конкурса идентичности и дизайна CIDRA! в 2025 году с учетом опыта этого года», — подтвердил свои намерения Александр КУРГАНОВ, отметив, что в планах также конкурс для дизайнеров (в т.ч. студентов и выпускников профильных учебных заведений) на лучший логотип, лучшую этикетку сидра и дизайн бренда.

Елена ВЛАДИМИРОВА, собкор AWO в Санкт-Петербурге

Фото предоставлены организаторами и участниками конкурса

Вам есть 18 лет? Сайт содержит материалы 18+